Институт присяжных в нашей стране относительно молод и традиционно подвергается критике. Однако дело не только в вопросах допустимости участия в уголовном судопроизводстве непрофессионалов. В настоящее время имеются значительные внутренние противоречия, препятствующие развитию института присяжных, в частности, в вопросах финансирования.

Говоря о перспективах развития института, представляется целесообразным включение в число подсудных составов экономических и должностных преступлений. В текущей ситуации, подобная мера выглядела бы вполне логично с учетом обилия откровенно «заказных» уголовных дел подобной направленности, не говоря о явной подмене понятий, когда организационно-правовая структура бизнеса намеренно интерпретируется следователем как организованное преступное сообщество, с целью квалификации действий фигурантов по ст. 210 УК РФ. Резонно такого рода изменения выглядели бы и в свете риторики как уполномоченного по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титова, так и Президента В.В. Путина, которые неоднократно высказывались о необходимости исключения необоснованного давления на бизнес.

Финансирование деятельности присяжных заседателей вызывает не меньше вопросов. Дело в том, что число присяжных, участие которых потребуется в будущем, предугадать просто невозможно, что, в свою очередь, крайне затрудняет формирование соответствующего бюджета на будущий год. Напомним, что в настоящее время вознаграждение присяжных заседателей предусмотрено в размере 50% оклада судьи соответствующего звена. Эти средства распределяются судебным департаментом Верховного суда. На первый взгляд такой механизм расчета вознаграждения выглядит более чем адекватным для большинства граждан, однако на практике никто не учитывает потерю гражданином «неофициальной» части его заработной платы (при наличии таковой), что в совокупности с задержками выплат со стороны судебного департамента, не прибавляют у граждан желания вершить правосудие.

Помимо этого, в число расходов, которые закладываются на обеспечение деятельности присяжных, закладывается оплата их проезда, канцелярские принадлежности, почтовые услуги и т.д. Такого рода расходы возмещаются из регионального бюджета.

Кроме того, необходимо обратить внимание, что материальная база большинства Российских судов не соответствует уже установленным и утвержденным нормативам – и это основная проблема, требующая наибольших бюджетных вливаний. Помещения некоторых судов по определению не могут удовлетворить предъявляемые требования.

Расширение перечня уголовных составов, подлежащих рассмотрению с участием присяжных, в свою очередь, не только увеличит число самих присяжных и соответствующую нагрузку на бюджет, но и вскроет уже имеющиеся проблемы, связанные с недостаточной оснащенностью судов.

Текст оригинальной статьи доступен по ссылке.